Марку́зе Герберт (Marcuse) (1898-1979), немецко-американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы.С 1934 в США. В 1960-х гг. выдвинул идею о революционной роли, «аутсайдеров» (люмпены, преследуемые национальные меньшинства и т. п.) и радикальных слоёв студенчества и интеллигенции. Оказал влияние на идеологию левоэкстремистских элементов на Западе.
* * *
МАРКУЗЕ Герберт - МАРКУ́ЗЕ (Marcuse) Герберт (1898-1979), немецко-американский философ и социолог, представитель франкфуртской школы (см. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА). С 1934 в США. В 1960-х гг. выдвинул идею о том, что рабочий класс (см. РАБОЧИЙ КЛАСС) утратил революционную роль, которая перешла к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые национальные меньшинства и т. п.) и радикальным слоям студенчества (см. СТУДЕНЧЕСТВО) и интеллигенции (см. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ). Концепции Маркузе во многом определили идеологию левоэкстремистских элементов на Западе.
* * *
МАРКУ́ЗЕ (Marcuse) Герберт (19 июля 1898 - 29 июля 1979, Штарнберг, ФРГ), немецко-американский социолог, философ, культуролог, один из ведущих представителей франкфуртской школы (см. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА), идеолог леворадикальных социальных движений 1960-х гг.
В 1917 принимал участие в революции в Германии, был членом Социалистической партии Германии (1979-19). Закончил Университет г. Фрайбурга (1922), где специализировался в области германистики. Учился у Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин). В 1932 (совместно с Хоркхаймером) организовывает Франкфуртский институт социальных исследований. В 1933 эмигрирует из Германии, с 1940 - гражданин США; преподает в Колумбийском университете (см. КОЛУМБИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). Во время Второй мировой войны работает аналитиком в американской разведке, после войны возглавляет Центральноевропейский отдел управления разведывательных исследований. В 1951-54 преподает в Колумбийском и Гарвардском университетах, в университете Брандейс (1954-1965), в Калифорнийском университете Сан-Диего (1965), почетным профессором которого он оставался после своего ухода на пенсию в 1976.
В молодости Маркузе испытал сильное влияние Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин). Его эссе периода 1928-32 совмещают хайдеггеровский экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) с антрополого-онтологическим вариантом марксизма (см. МАРКСИЗМ). Он видит задачу собственной «конкретной философии» в том, чтобы установить причины «неподлинности бытия» и перестроить общество так, чтобы индивидуум мог найти самого себя. В работе «Онтология Гегеля» разрабатывает свою концепцию философии истории. В 30-е годы обращается к проблеме авторитаризма (см. АВТОРИТАРИЗМ), взаимоотношений государства и культуры и впервые ставит вопрос об интериоризации репрессивности. Совместно с Хоркхаймером (см. ХОРКХАЙМЕР Макс) развивает «критическую теорию», возводя ее к работам К. Маркса (см. МАРКС Карл). В ней он защищает «революционное измерение разума». Задача критической теории - поиск корней развития общества. Она анализирует общество в свете возможностей улучшения положения его членов. Критическая теория использовала конкретизацию в качестве звена между теорией и практикой, ценностями и фактами, потребностями и целями.
В 1960-е гг. происходит радикализация позиции Маркузе, он сближается с движением «новых левых», (см. НОВЫЕ ЛЕВЫЕ) идеологом и духовным представителем которых становится. По мнению Маркузе, все современные общества, в т.ч. западные демократические, авторитарны, подчинены господству технологической рациональности. Технический порядок принес с собой политическую и духовную унификацию (см. УНИФИКАЦИЯ) общества. В начале 1960-х Маркузе провозглашает знаменитую формулу «одномерной вселенной». Так он называет духовное пространство культуры общества потребления, стабилизированного собственным самодовольством и лишенного стимула к изменению. В формировании «одномерного человека» повинны наука, просвещение, образование. Сознание индивидов полностью определяется господствующей системой ценностей: индустриальное развитие, рациональность как безусловная доминанта, все возрастающее стремление к потреблению (см. ПОТРЕБЛЕНИЕ), клишированное повторение лозунгов, утративших смысл и движущую силу. Он пишет, что индивидуумы куплены материальными благами, в результате чего в духовном и интеллектуальном смысле они остаются пленниками навязанного мышления. Способы формирования сознания в массовом обществе через прессу (см. ПРЕССА (периодические издания)), радио (см. РАДИО), телевидение (см. ТЕЛЕВИДЕНИЕ), рекламу (см. РЕКЛАМА), моду (см. МОДА) и т.п. порождают манипуляции не только мнениями и потребностями, но и внутренним миром индивидуума, его страстями и неосознанными реакциями. Системой запланирован даже плюрализм мнений. Процесс утраты негативного мышления - критической силы разума - является идеологическим подобием материального процесса, поскольку сила прогресса подчиняет разум «реальным фактам».
В этих условиях, по Маркузе, общество разделяется на классы (см. КЛАССЫ), но марксов антагонизм «буржуазия (см. БУРЖУАЗИЯ)-пролетариат (см. ПРОЛЕТАРИАТ (рабочий класс))» более не актуален, поскольку между этими классами отсутствует культурная и духовная разница, они пропитаны одной и той же идеологией потребления, которая конституирует их сознание; рабочий класс (см. РАБОЧИЙ КЛАСС), следовательно, утрачивает свой революционный потенциал. Для выхода из одномерного состояния нужно прежде всего обретение «внутренней свободы» и, параллельно с этим, смена культурных ценностей. Подлинные антагонисты «одномерного общества» - маргиналы (см. МАРГИНАЛЬНЫЙ) (революционна их оппозиция, но не их сознание) и радикальные борцы, в т.ч. представители интеллигенции, способные воплотить идеологию «Великого Отказа»; последняя, по существу, имеет чисто негативный характер и сводится к борьбе против всего ради самой борьбы. Протест, опровержение свойственны самой природе человека; именно таким видит Маркузе способ подлинного бытия. В этом состоит, по Маркузе, «радикализация» Гегеля и Маркса. В бесконечном протесте, тотальном Великом отказе - разгадка природы человека и его назначения, источник радости и полноты бытия. Понятия Маркузе в своем фундаменте опираются на некую свободную автономную личность как на критерий и принцип мышления; однако возможности существования такой личности в современном мире Маркузе не допускает, отсюда превалирование в его текстах акцента на должное, а не на сущее.
В 1970-е гг. Маркузе сосредотачивается на исследовании искусства. В начальный период своего творчества Маркузе писал об «аффирмативном» характере культуры, утверждающем существующее; культура (см. КУЛЬТУРА) выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, а исключения, примеры «высокого» искусства редки или, как модерн, «не поддаются коммуникации». Однако в последний период творчества он рассматривает искусство как возможную альтернативу одномерному сознанию.